Храм Зевса в Олимпии и третье чудо света — статуя Зевса Олимпийского

Статуя Зевса в Олимпии – это единственное из 7 чудес света, располагавшееся в Европе. Сегодня на территории, где находился храм Зевса Олимпийского, создан археологический музей.

Вконтакте
Одноклассники

Олимпия – небольшой греческий городок, а скорее даже деревня, расположенная на Пелопонесском полуострове, в 150 км. западнее Афин. Это своеобразный центр обслуживания археологического участка и музейных комплексов. А еще пару веков тому назад Олимпия являлась главным религиозным и культурным центром Эллады. Современный же город мало чем привлекателен, а вот его история и археологические памятники ежегодно притягивают к себе тысячи туристов.

Древня Эллада – колыбель европейской цивилизации. Здесь зародились науки, демократия, культура и искусства. Именно здесь, на Пелопоннесском полуострове в Олимпии, когда-то находилось четвертое чудо света – статуя Зевса Олимпийского. Примерная дата создания «чуда» – V в. до н.э. Автор – величайший скульптор древнего мира Фидий.

Олимпия в эллинскую эпоху во многом уступала величию Афин, но именно она являлась центром религиозной жизни Эллады и родиной античных игр. Олимпийские игры, имевшие многовековую историю, неизменно посвящались верховному богу Олимпа – Зевсу.

Третье чудо света: предпосылки возникновения

В 410 г. до н.э. «Стаж» олимпийских соревнований, проводимых в честь Зевса, уже перевалил трехсотлетний рубеж, а на всей Аттике еще не было возведено ни одного значимого храма, где бы возносились почести главному божеству Эллады. Дабы избежать гнева небесного владыки, был объявлен сбор пожертвований для строительства святилища.

О том, какую роль играл Зевс в Олимпии, говорит тот факт, что олимпийцы не поскупились для любимого бога: выстроенный в кратчайшие сроки храм впечатлял своим величием и богатством. При его строительстве был использован самые дорогие материалы – мрамор и ракушечник.

Размеры сооружения были под стать величию Зевса: общая площадь храма составляла 1728 кв. м., высота достигала 10,6 м. Автором проекта стал архитектор Либон.

Над отделкой и внутренним убранством святилища трудились лучшие мастера эпохи: внешние стены были украшены барельефами, изображавшими 12 подвигов Геракла, интерьер был украшен мозаикой и изобиловал золотом.

Руины храма Зевса в Олимпии
Храма Зевса в Олимпии (Ronny Siegel)

Храм Зевса в Олимпии: создание святыни

Храм Зевса в Олимпии являлся одной их самых значимых святынь древней Эллады.

Строение было возведено в 471 – 456 гг. до н.э. и приурочено победе над персами, в ходе которой были добыты немалые трофеи. Именно они и пошли на строительство храма. Также посильное участие в возведении святилища любимому божеству приняли и обычные граждане Олимпии, пожертвовавшие свои личные средства.

Храм Зевса, Олимпия
Руины храма Зевса, Олимпия (Sarah Murray)

Автор проекта – архитектор элейец Либон. Строение, по признанию ряда историков, относится к раннекласическим храмам дорического стиля. Это было самое большое дорическое строение на все Пелопоннесе, и именно оно является классическим образом общегреческого стиля.

Храм представлял собой строение из 6 колонн поставленных по ширине и 13 по длине основания.

Главным строительным материалом был мрамор и ракушечник. Строение достигало 22 м. в высоту, а в основании представляло собой правильный прямоугольник 27×64 м.

Фронтоны храма были декорированы групповыми скульптурными композициями. Так вход в святилище – целлу, украшали фризы с метопами, изображавшими 12 подвигов любимого греческого героя – Геракла.

Туристы у храма Зевса
Храма Зевса (Sarah Murray)

Западная часть была посвящена битве лапифов с кентаврами (автор – афинский скульптор Алкамен), восточная сторона повествовала о подготовке к состязаниям на колесницах Пелопса, от которого и пошло название полуострова Пелопоннес, и Эномая (автор – меидский мастер Пеоний).

Однако, в первую очередь, Храм Зевса Олимпийского был известен не своим архитектурным обликом, а ее «властителем» – статуей бога-Громовержца, работы известного афинского мастера Фидия. Скульптуру еще называют Седьмым чудом древнего мира.

История святилища была недолгой. В 406 г. н.э. оно было уничтожено по приказу византийского правителя Феодосия II, боровшегося с языческими культами. А в 522 и 551 годах, во время сильных землетрясений, Храм Зевса в Олимпии был окончательно утрачен.

Статуя Зевса Олимпийского: автор скульптуры

Храм для Зевса в Олимпии был выстроен за десять лет, но не во время его возведения, ни несколько лет спустя он так и не обрел своего «хозяина» – греки долго определяли мастера, достойного воплотить образ бога в статуе.

В конце концов, выбор пал на Фидия, известного творца из Афин, воплотившего в камне почти весь пантеон богов, в том числе и знаменитую Афину Парфенос для Парфенона.

Статуя Юпитера — древнеримского бога громовержца, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Статуя Юпитера — древнеримского бога громовержца. Эрмитаж,
Санкт-Петербург

Фидий подошел к делу обстоятельно – он потребовал выстроить возле святилища мастерскую, которая по своим габаритам была схожа с храмом, затребовал самые лучшие образцы слоновой кости и 200 кг. золота.

В работе ему помоги его ученик Колот и брат Панен, вызванные из Афин. Скульптура верховного бога, как и большинство работ мастера, была исполнена в хрисоэлефантинной технике – в основе лежал деревянный каркас, который был покрыт тончайшими пластинками кости слона и золота.

Вся работа велась в строжайшей секретности. Скульптор прятал статую Зевса от посторонних глаз за занавесом, из-за чего простые обыватели решили, что сам бог спускается позировать мастеру.

Результат был ошеломляющий. Перед зрителями явился олимпийский владыка, восседавший на троне. Он был облачен в золотые одежды, руки его держали скипетр с орлом и символ победы – крылатую богиню Нику. Чело было увенчано венцом из листьев золотой оливы. Основание трона было украшено изображениями богов и мифологическими сюжетами.

Высота скульптурной композиции составила, по различным источникам от 12 до 17 м. У каждого входящего в святилище создавалось впечатление, что Зевс, если он захочет встать, сможет снести крышу храма.

Для дополнительного эффекта одушевленности статуи, Фидий велел расположить у ног Зевса бассейн с водой, покрытый тончайшей пленкой масла. Блики света, отражавшиеся от маслянистой воды, озаряли свечением голову и плечи гиганта. В результате оптического обмана, люди верили, что от памятника исходит божья благодать.

Так статуя Зевса в Олимпии стала местом паломничества – каждый стремился узреть бога воочию.

Судьба шедевра

Статуя Зевса в Олимпии была открыта для общественности в 435 г. до н.э., но до наших дней памятник не сохранился. Скульптурная композиция несколько раз подвергалась разрушениям.

Руины храма Зевса, Олимпия
Вид на руины храма Зевса, Олимпия (Roy L)

Первые серьезные повреждения были получены во время землетрясения, произошедшего во II в. до н.э. Реставрация была поручена скульптору Димофонту из Мессен.

Благодаря тому, что скульптура была выполнена в хрисоэлефантинной технике, удалось довольно быстро привести ее в порядок, заменив несколько испорченных пластин.

Существуют сведения, что дальнейшей целостности шедевра грозила прихоть римского императора Калигулы, возжелавшего насадить на плечи греческого бога лицо одного из римских божеств, и таким образом, попрать религиозные чувства угнетенного народа.

Есть также сведения, что памятник Зевсу в Олимпии был существенно испорчен во время гражданской смуты во II в. н.э.

Развалины храма Зевса Олимпийского
Study of the Ancient World

Окончательная гибель памятника началась в 391 г. н.э. Римляне, утвердившие в качестве официальной религии христианство, поспешили закрыть все бастионы язычества на подвластной им греческой территории.

Со статуи Зевса были сняты все золотые детали, а сама она постепенно разрушалась. Последние сведения о статуе датируются V в.

Согласно ряду источников, из Олимпии скульптура Зевса была перевезена в Константинополь, где была утеряна во время пожара. По другой версии – статуя оставалась на греческой земле и сгорела вместе с храмом.

Судьба Фидия — автора статуи Зевса Олимпийского

Плачевной оказалась и судьба мастера, подарившего миру одно из чудес света. Согласно ряду сведений, Фидий так и не вернулся в Афины.

Он был обвинен в растрате золота, предназначавшего для статуи Зевса. Однако мастер быстро доказал свою невиновность, сняв все золотые элементы со скульптуры и взвесив их. Вскоре его вновь обвинили, на сей раз в непочтительности к богам, в том числе и к верховному олимпийскому богу Зевсу, и бросили в темницу.

Существует и версия того, что Фидий, спустя 6-7 лет после возведения статуи, был забыт обществом, влачил нищенское существование и умер вдали от родных Афин.

Современность: археологический музей

Статуя Зевса в Олимпии – это единственное из семи чудес света, располагавшееся на материковой части Европы. Вплоть до конца XIX в. о существовании скульптуры было известно лишь из описаний древнегреческих историков.

Ученые со всего света долгое время пытались отыскать материальные свидетельства существования рукотворного чуда, и лишь в 1857 г. были найдены останки святилища олимпийского бога.

Внутри музея
Внутри музея (Sarah Murray)

В 1954 – 1958 гг. неподалеку от храма возобновились археологические раскопки, в результате которых удалось обнаружить мастерскую афинского мастера и его инструменты, с помощью которых он обрабатывал слоновую кость и золото.

Здесь же была найдена чаша с надписью – «Я принадлежу Фидию».

Сегодня на территории, где некогда восседала статуя Зевса Олимпийского, расположился археологический музей. В нем собраны редчайшие экспонаты, когда-то находившиеся в храме – 3-х метровые фигуры с фронтонов храма, элементы мозаики, части скульптур других божеств, сохранившиеся работы Фидия и др.

В музее представлено и художественное полотно, на котором изображена статуя громовержца – утерянное чудо света. Картина является своеобразной творческой реконструкцией скульптуры, в основу которой были положены описания древнегреческих историков и сама статуя Зевса в Олимпии – уменьшенная мраморная копия работы неизвестного автора I в. н.э., находящаяся в Эрмитаже.

Трехметровый мраморный Зевс Олимпийский был найден во время археологических раскопок в Риме и продан в конце XIX в. разорившимся итальянским коллекционером русскому музею. Многие ученые предполагают, что копия утерянного чуда света очень точно воспроизводит оригинал.

comments powered by HyperComments
Ссылка на основную публикацию