Опера Гарнье — великий парижский театр

Опера Гарнье — один из великих театров в мире, расположенный в Париже. Он имеет много названий: Дворец Гарнье, Парижская опера, Гранд-Опера, и формальное «Национальная академия музыки и танца».

Вконтакте
Одноклассники

Воплотив всю патетичность и богатство дворцового убранства, это архитектурное творение стало настоящим достоянием Франции, которое имеет большое значение для музыкального сообщества всего мира. Наверное, нет на свете ни одного деятеля искусства, не имеющего представления о том, в каком городе находится Гранд Опера, и не желающего оказаться там хотя бы один раз в жизни.

История создания нового оперного дворца

Инициатива создания нового театрального помещения принадлежала императору Наполеону Бонапарту, передавшему распоряжение и бразды руководства над реализацией данного проекта префекту Парижа барону Осману. Под его эгидой проходило не только строительство оперного дома.

В годы занимаемой должности Жорж-Эжен Осман прославился тем, что основным направлением его деятельности была массовая «реставрация» столицы. Ему удалось изменить обличие Парижа до неузнаваемости. Создав новые дороги и избавившись от старых ветхих построек в центре Парижа, уникальная Опера Гарнье органично вписалась в обновлённом городе и стала главным ориентиром в парижской транспортной развязке.

Мотивом, подтолкнувшим к своевременному строительству театра, стало печальное событие. Во время посещения одного из представлений ещё старой оперы, на Наполеона III совершил покушение некий революционер. Это не вызвало особого резонанса, так как политика, проводимая Бонапартом была весьма жёсткой и авторитарной. При этом император Франции остался целым и невредимым, но больше не желал бывать в театре, напоминающем о страшных событиях. Вот тогда и было решено построить здание, не обладающее схожестью с прежним оперным домом.

В конкурсе проектов принимали участие самые известные французские архитекторы того времени. Между тем победителем был признан автор идеи, чьё имя никому ни о чём не говорило. Чертежи некоего Шарля Гарнье оказались лучшими, по мнению Наполеона. Кроме того, мысли Гарнье, воплощённые в оперном дворце, зародили очередное архитектурное направление.

Мистика Гранд-Оперы

Гранд Опера с самого начала её создания приобрела мистическое значение. Зачастую, объяснением этого служит то, что Опера Гарнье стала 13-й оперой на территории Франции. Сверхъестественность не покидает театральный дворец на протяжении всего его существования. Одним из странных подтверждений необычности театра стала трагичная случайность в 1896 году во время оперы «Фауст» по мотивам Гёте. Во время представления от упавшей люстры погиб зритель, сидящий в кресле зрительного зала под номером 13.

Случившееся повлияло на французского писателя Гастона Леру и послужило источником вдохновения для написания романа в готическом стиле под названием «Призрак Оперы». Гранд Опера в Париже была досконально изучена автором до мельчайших деталей, что помогло Леру правдоподобно описать многочисленные реально существующие пролёты, залы, подвалы.

Огромный водный резервуар в бетонной части основания здания, по-видимому, послужил идеей для вымышленного прототипа – подземного озера. Таинственный замысел произведения оставил свой след и на отношении к нему зрителей и руководителей театра. Если верить легенде, то перед началом представления, в пятой ложе всегда появляется тот самый «призрак» Эрика. Поэтому это место всегда предпочитают оставлять свободным.

Трудности, сопутствовавшие при возведении Оперы Гарнье

Роскошный Дворец Гарнье достаточно тяжело описать простыми словами. Достичь великолепия и совершенства Гранд Опера смогла, пройдя множество трудностей. Первые из них были связанны с местонахождением будущего архитектурного шедевра.

Вид с улицы на Оперу Гранье
Вид с улицы на Оперу Гранье (Flavio Ensiki / flickr.com)

Подземные речные воды и болотистый грунт на протяжении длительного времени откладывали закладывание фундамента. Излишняя, постоянно поступающая вода нуждалась в безостановочной работе водоотводящих паровых насосов. Этот фактор наложил свой отпечаток и на конструкционных особенностях здания.

Двойные каменные плиты, составляющие основание, укреплены 16-метровыми опорами с целью сбережения фундамента скапливающимися водами. Внизу под театром создано настоящее подземелье, но ознакомиться со своеобразными пещерами и ярусами можно только с разрешения администрации.

Гранд Опера стала свидетелем многих исторических событий, поэтому зачинатели её строительства так и не смогли увидеть окончательный результат, затеянного ими творения. На долю легендарного здания выпали и революция, и франко-прусская война 1870 года, и Парижская коммуна. Опера Гарнье была использована в качестве боевого склада; крышу здания оборудовали под воздухоплавательную станцию, а в подвалах проводили страшные пытки пленников. Конец Второй французской империи сопровождался реальной угрозой полного прекращения строительного процесса и отказа от проекта.

Огромной заслугой автора Шарля Гарнье был непросто разработанный им архитекторский план театрального помещения. Он прилагал колоссальные усилия, чтобы добиться выделения денежных значительных средств на продолжение строительства и отделки здания, соответствующей его видению. И лишь в 1875 году Гранд Опера грандиозно открыла свои двери. Поэтому памятник, представленный позолоченным бюстом Гарнье, абсолютно заслуженно соседствует неподалёку от оперного театра.

Архитектурные элементы Оперы Гранье

Опера Гарнье имеет сложный фасад, для выполнения которого, в своё время были задействованы около 80 представителей живописи и архитектуры. Театральный дворец отделан лучшим мрамором, завезённым из зарубежья, что придаёт ему помпезности. Множество разноцветных фриз, колонн и скульптур, изображенных в стиле греческой мифологии, украшают внутренний вид помещений.

Бюсты Моцарта, Обера, Мейербера, Шопена, Бетховена и других величайших композиторов возвышаются среди фасадных колонн. Наверху, виднеются позолоченные фигуры и скульптурные ансамбли. Среди них работа Милле, в которой запечатлены Аполлон, с символичной золотой лирой в руке, Поэзия и Музыка; рядом можно найти Гармонию и Поэзию Карла Гюмери, бронзовых Пегасов по концам фронтона, чьим автором является Эжен Луи Лекен. С одной из таких скульптурных групп однажды произошёл инцидент. «Танец» Карпо изображал молодого юношу с бубном, вокруг него танцевали голые девушки. Скульптура была негативно оценена обществом, считалась неприличной и непристойной, и кто-то из горожан вылил на неё краску. С тех пор украшением фасада служит копия скульптуры, а оригинал пребывает в музее.

Обрамлением арочных окон двух первых этажей служат парные колонны, поддерживающие преобладающую античность в стиле театра. Вход в здание представлен аркадой и ведущей к ней роскошной лестницей.

Внутреннее богатство — интерьер Гранд-Оперы

Нельзя не отметить и богатейшее внутреннее убранство оперного дома. Парадный интерьер акцентирует внимание на большой лестнице, изготовленной из дорогостоящего белого мрамора, оникса, родонита и яшмы. Исключительность пафосной отделки добавляют фрески Пилза с иллюстрацией музыкальных аллегорий, расположенные на потолке.

Поднимаясь по центральной главной лестнице, невозможно пройти мимо фигурных бронзовых торшеров, изображающих женские силуэты и освещающих путь наверх. Причём, светящиеся букеты в их руках пришли в современность с момента открытия оперы. Конечно, сначала вместо электричества использовали масло, жир, потом газ. Лестница подводит к грандиозному Большому фойе и к множеству входов в зрительный зал. В красивом и просторном фойе также присутствуют стройные колонны, добавляющие ему превосходства.

Безошибочно можно сказать, что Гранд Опера это многоуровневый лабиринт из переплетённых коридоров, беседок, лестничных клеток, мест для общения, отдыха и прогулок в антракте. Пышность театра подчёркивается окружающими бархатными портьерами, сусальным золотом, херувимами и нимфами.

Особенности и специфика парижской оперы

При строительстве дворца искусства было учтено создание отдельного помещения для императора и его свиты. Эта часть театра представляет собой небольшой дом, с гардеробными и комнатой для наполеоновской охраны. Спроектированная Гарнье часть здания предполагала вмещение до 100 персон. Не забыли при возведении здания и о конюшне с тридцатью стойлами, амбаре.

Зрительный зал Оперы Гарнье
Зрительный зал Оперы Гарнье (Véronique Mergaux / flickr.com)

Святая святых Оперы Гарнье – ярко-красный, сочетающийся с золотым, зрительный зал. Его особенностью является то, что располагается он в форме подковы и является довольно вместительным. Посмотреть постановки любимых классических произведений могут более двух тысяч зрителей. Поражающая вместительность касается и основной сцены: одновременно здесь могут присутствовать 450 актёров. Около 80 гримёрных, гардеробных залов для известных артистов способствуют удобной работе и творчеству.

Опера Гарнье во внутреннем декоре опирается на стили барокко и рококо, преобладающие во Франции. Свод, окружённый массивной шести тонной люстрой, в 1964 году оформил росписью Марк Шагал. Так как его картина идёт вразрез с общим стилевым решением театра, его работа вызвала многочисленные дискуссии.
По современным меркам Гранд Опера прекрасно оснащена техникой. Последняя модернизация оборудования производилась в 2007 году наряду с общей реставрацией всего здания.

comments powered by HyperComments
Ссылка на основную публикацию