Парижское кабаре Мулен-Руж – праздник, который всегда с тобой

Кабаре Мулен-Руж – одна из визитных карточек Франции, находится в 18-м муниципальном округе Парижа, на знаменитом Монмартре, по адресу: бульвар Клиши, 82.

Вконтакте
Одноклассники

Найти его не составит труда из-за узнаваемого цвета и формы здания – красной мельницы, именно так дословно и переводится с французского «Moulin Rouge». Общепринятая версия предполагает, что название – это прямой намек на квартал красных фонарей, ведь именно на бульваре Клиши в 20-х гг. ХХ в. писатель Генри Миллер совершал интимные похождения, откровенно описанные им в своих произведениях, именно там и нынче зазывают посетителей многочисленные стриптиз-бары, секс-шопы и другие подобного рода увеселительно-фривольные заведения. Но есть и другая версия, более нелицеприятная.

В 1814 г., во время войны, один из мельников, защищая свою собственность, убил на холме Монмартра русского офицера, за что в отместку был четвертован вояками, которые в качестве расправы привязали части его тела к крыльям мельницы. Впоследствии жена убиенного похоронила останки мужа в склепе с возвышающейся над ним фигуркой мельницы кровавого цвета.

«Belle Epoque»

Кабаре «Мулен Руж» в Париже открылось во время прохождения парижской Всемирной выставки 1889 г., входными воротами которой стало завершенное в этом же году гениальное творение Гюстава Эйфеля. В целом рубеж столетий ознаменовался для развития культуры и искусства Франции как очень бурный, но в то же время оптимистичный период («прекрасная эпоха»): вместе со стремительным научно-техническим прогрессом меняется мировосприятие человека, ритм его жизни, появляется множество новых современных стилей в искусстве, происходит прорыв в фотографии и кинематографе. На Монмартре в это время господствует атмосфера богемности, исчезают, бытовавшие ранее социальные барьеры: люди разных сословий и занятий с чувством радости, беззаботности и легкомыслия собираются в ночное время за одним столом в кабаре, мюзик-холлах и кафе.

Тонко разбираясь в потребностях и вкусах тогдашнего общества, предприниматель Жозеф Оллер вместе с компаньоном Шарлем Зидлером решают расширить зону ночного отдыха парижан и 6 октября 1889 г. приглашают последних на площадь Бланш на помпезное открытие нового кабаре «Мулен Руж», которое с первого вечера стало своеобразной меккой парижской жизни и каждую ночь притягивало большое количество не только людей искусства, художников, артистов, но и высший свет, аристократов, а также средний класс и рабочих. Амбитный учредитель «Мулен Руж» Оллер, ведомый дерзкой целью создать самое большое и красивое из кабаре, храм, посвященный женщине и канкану, не только не боялся соперничества с уже работавшим неподалеку на площади Пигаль другим кабаре – «Элизе-Монмартр», а даже переманил оттуда лучших танцовщиц канкана.

Французский канкан

Изюминкой и неотъемлемой частью репертуара «Мулен Руж» стал канкан, быстрый танец, название которого в переводе с французского буквально означает «шум, гам», и который считается наследником кадрили и галопа. Характерные черты этого танца: энергичные взмахи ногами в чулках под ускоряющийся темп, движения с юбками, шпагат давали повод считать его непристойным, несмотря на то, что танцовщицы в нем не оголялись. Хотя, по иронии судьбы, стриптиз появился в кабаре в 1893 г., с легкой руки натурщиц Манон Лавиль и Сары Браун, которые прилюдно разделись на ежегодном балу студентов художественных училищ.

Пик успеха кабаре совпал с эпохой художников Анри Тулуз-Лотрека и Огюста Ренуара, сын которого, режиссер Жан Ренуар в 1954 г. снял фильм об основании «Мулен Руж» под названием «Французский канкан». Имена первых танцовщиц кабаре, прославившихся в канкане, – Луиза Вебер по прозвищу Ла Гулю («обжора»), которую считали «королевой канкана», и Жанна Авриль, ее вечная соперница, единственная канкан-солистка с правом ношения цветного нижнего белья. Обе артистки неоднократно были запечатлены танцующими канкан на афишах и полотнах художника-постимпрессиониста Анри Тулуз-Лотрека, который, будучи постоянным клиентом «Мулен Руж», стал не только его глазами и свидетелем всего, что там происходит, а и своеобразным летописцем жизни кабаре в живописи. В 1952 г. Джоном Хьюстоном был снят фильм «Мулен Руж» по одноименной книге Пьера Ла Мюра о биографии художника (1950).

От истоков до современности

Первые постановки в «Мулен Руж» были отмечены влиянием циркового искусства, отличительной его чертой также была скульптура громадного слона с залом для выступлений внутри, приобретенная Оллером и Зидлером на Всемирной выставке еще в 1889 г. и установленная в саду кабаре (позже ее убрали).

Представление в Мулен-Руж
Представление в Мулен-Руж (Roderick Eime / flickr.com)

В период до Первой мировой войны кабаре было пристанищем оперетты, на его сцене засияли звезды артисток Сидони-Габриэль Колетт и Жанны-Флорентины Буржуа, более известной как Мистангет, с именем которой связан целый период в истории заведения.

В 1915 г. кабаре было уничтожено огнем, и, открывшись заново лишь в 1921 г., «Мулен Руж» стал функционировать как мюзик-холл, на сцене которого одно время выступал сам Жан Габен. Репертуар «Мулен Руж» в основном составляли оперетты и ревю. Одно время в нем демонстрировали фильмы. Постепенно зал для балов трансформировался в современный ночной клуб.

На протяжении Второй мировой войны представления кабаре были приостановлены и лишь за несколько дней до освобождения Парижа в «Мулен Руж» выступила Эдит Пиаф с восходящей звездой Ивом Монтаном. После войны на сцену кабаре выходило много знаменитых артистов, среди прочих Шарль Азнавур и Элвис Пресли, который, по его же словам, был влюблен во французский канкан и никогда не упускал возможности посетить кабаре во время своего пребывания в Париже.

Менялись исторические и архитектурные декорации, руководители, импресарио, но в «Красную мельницу» вновь и вновь возвращался ее непременный атрибут – широко известный французский канкан, который использовался в постановке каждого ревю. В 60-х гг. ХХ в. был установлен гигантский аквариум для водного балета.

В 80-х гг. на подмостках кабаре можно было наблюдать Лайзу Минелли, Еллу Фицджеральд, Дина Мартина, Френка Синатру, Рея Чарльза и многих других звезд. Неоднократно артисты кабаре выступали перед членами Королевской британской семьи. С 1963 г., после успеха «Фру-Фру», названия всех ревю в «Мулен Руж» традиционно начинаются с буквы «Ф», не исключением стала и «Феерия», которая ставится в кабаре с 1999 г. по сей день.

Это воистину феерическое шоу, в котором был возобновлен огромный аквариум; используется 1000 костюмов из перьев, стразов и блесток, сделанных в самых известных парижских мастерских; задействованы 80 артистов со всего мира; и все это подается под соусом оригинальной музыки, записанной с участием 80 музыкантов и 60 хоровых певцов.

Мюзикл База Лурманна «Мулен Руж»

В 2001 г. на экраны кинотеатров вышел мюзикл База Лурманна под названием «Мулен Руж», который засвидетельствовал популярность французского кабаре и в ХХI в., только теперь оно превратилось в сугубо элитарное заведение, не такое доступное и демократичное, как во времена своего основания.

Чтобы отведать хлеба и зрелищ в нем, Вам придется выложить немалую сумму. Ныне «Красная мельница», отпраздновавшая в 2014 г. свое 125-летие, по-прежнему является центром ночной жизни Парижа, одним из самых ярких символов Франции и наиболее известных кабаре в мире. Недаром, среди французов бытует мнение что, тот, кто побывал в Париже и не посетил «Мулен Руж», тот до конца так и не понял, что такое Париж.